Проблема социальной физики в XVII столетии

Проблема социальной физики в XVII столетии
        «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЗИКИ В XVII СТОЛЕТИИ» — двухтомная работа русского философа и правоведа Евгения Васильевича Спекторского (Варшава, 1910; 2-е изд. Киев, 1917). В книге с привлечением обширных, в том числе малодоступных источников детально исследованы характеристики «морального» (социального) и физического мировоззрений той эпохи, выявлены многочисленные концептуальные заимствования и переносы понятий, которые происходили в 17 в. между новой формой «натуральной философии» и социально-политической и правовой мыслью. Спекторский разбирает методологические позиции родоначальников новоевропейской науки и показывает, что идеалы механистического объяснения рассматривались ими и многими их последователями как универсальные, применимые и к социальной сфере. Новый идеал науки, направляющий на поиск неизменных и универсальных законов, на объяснение свойств целого из свойств частей, все более успешно воплощался в теориях естественных наук. Попытки реализовать этот познавательный идеал применительно к познанию человека и общества и вылились в программу «социальной физики», которая вдохновляла многих философов и социальных мыслителей 17 в., стремившихся к последовательному и единому мировоззрению.
        Механико-математическое объяснение природных явлений представлялось Гоббсу, Спинозе, Гроцию, Коменскому, Пуффендорфу, Вейгелю и др. лишь первым шагом новой науки, за которым должно последовать аналогичное объяснение психического и социального мира. Для них «весь мир как целое представлял механическую систему, следовательно, возможна и необходима была mathesis universalis, монистическое механическое миропонимание, построенное математическим или геометрическим путем» (Т. 1. С. 35). В свете этого идеала сфера психического со всем многообразием чувств, мотивов, побуждений стала рассматриваться как пространство взаимодействия немногих основных элементов: «впечатлений», «страстей», «аффектов». «Механика» этих элементов, их сложение, отталкивание, вытеснение и т.п., как это представлялось, должна была дать естественную картину психической жизни, подчиняющуюся причинным законам, аналогичным тем, которые действуют в физическом мире. Основные элементы искали и в социальной жизни, где базисным элементом большинство теоретиков считало «природу человека». Споры шли в основном относительно того, какова сущность этой природы и как она проявляется в социальных взаимодействиях. Здесь взгляды мыслителей расходились: одни (Гроций) считали, что люди по своей природе тяготеют друг к другу; другие (Гоббс, Спиноза) доказывали, что природа людей такова, что они отталкиваются друг от друга. Но и в том, и в другом случаях имелась в виду аналогия с механическими силами и процессами. На основе различных трактовок природы человека строились теории гражданской жизни, в которых предлагались статические и динамические законы существования и поведения «социальных и политических тел», свободы и необходимости, закономерности распределения власти и благ и другие социально-политические проблемы. При этом считалось, что как бы ни отклонялась жизнь отдельных людей и общества в целом от тех законов, которые вытекали из природы человека, в конечном счете они должны стать нормами рационально устроенной социальной жизни.
        Хотя программа «социальной физики» потерпела крах и была отвергнута последующим развитием социального познания, следы и отголоски былых механических и физических представлений о человеческом обществе проявляются в языке последующих социальных учений, в представлениях о равновесии политических сил, центробежных и центростремительных социальных силах, условиях устойчивости и неустойчивости общественных отношений и др.
        К данной работе примыкают также другие исследования Е. В. Спекторского по философии и методологии социальных наук: Очерки по философии общественных наук. Варшава, 1907; Физикализм в общественной философии XVII в. Ярославль, 1909; Эдгар Вейгель — забытый рационалист XVII в. Варшава, 1909; Естественное право у протестантских авторов XVII в. Ярославль, 1914; Номинализм и реализм в общественных науках. М., 1915.
        В.П. Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Проблема социальной физики в XVII столетии" в других словарях:

  • Спекторский, Евгений Васильевич — Евгений Васильевич Спекторский Дата рождения: 15  …   Википедия

  • Вольфианство —    направление в рус. философской мысли, связанное с влиянием идей нем. философа Христиана Вольфа (1679–1754), хронологически соответствующее периоду с 20 х гг. XVIII в. до 40 х гг. XIX в. Философия Вольфа являлась важной составляющей идеологии… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… …   Философская энциклопедия

  • Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики}; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э …   Географическая энциклопедия

  • Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Россия (значения). Запрос «РФ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Россия Российская Федерация …   Википедия

  • Критика религии — критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»